Прокуратура Сахалинской области предъявила компании «СПИРО», строителю-монополисту на острове Парамушир, претензии за нарушения трудового законодательства. Но это еще не все: ранее проверяющие органы уже вскрыли ряд нарушений сроков и качества работы на строительных объектах. Это ставит под угрозу сроки выполнения федеральной целевой программы развития Курильских островов, инициированной президентом России
Рабочие обвинили руководство компании в отвратительных условиях проживания (строителей заселяли в аварийное здание, которое сама же компания «СПИРО» и должна была сносить), плохом питании. Строители заявили о невыплате зарплаты, причем сообщали, что платят им по двойной схеме – зарплата составляет 12 тысяч рублей, а остальные выплаты неофициальные.
По фактам нарушений уже возбуждено уголовное дело по статье 145 УК РФ («Невыплата заработной платы»). И это не первый конфликт компании со своими работниками. В 2018 году рабочие тоже бастовали, причем тогда под угрозой срыва оказалось строительство спортивно-оздоровительного комплекса и двух жилых домов. За последние два года выяснилось, что у компании явный недостаток ресурсов и кадров, и что этот подрядчик не готов к нормальной работе по строительству объектов.
Стоит отметить, что «СПИРО» оказалась единственным подрядчиком на Парамушире – других строителей тут нет, и компания забирает под себя все контракты. А строительство ведется здесь в рамках Федеральной целевой программы развития Курильских островов. Цель программы — комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы. Это должно обеспечить привлекательные условия хозяйствования населения островов. Как ожидается, по итогам ФЦП на Курилах снимутся инфраструктурные ограничения для развития экономики, появятся производства с использованием современных технологий и адаптированных к условиям Курил инноваций, будут модернизированы объекты социальной инфраструктуры. Таких программ принималось с 90-х годов уже несколько, последняя рассчитана на сроки 2016–2025. Поставлены задачи обеспечить также бесперебойное воздушное и морское сообщение между Курилами, Сахалином, материком и Камчаткой, развить туристский потенциал региона, построить на островах современное жилье и коммунальные инженерные системы. ФЦП входит в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Общий объем финансирования программы на 10 лет составит почти 70 млрд рублей, из них около 28 млрд рублей — это средства федерального бюджета. Предполагается, что на Курилах, для дополнительного стимулирования экономической и инвестиционной активности, будет создана территория опережающего развития со всеми полагающимися по этому статусу налоговыми льготами.
В итоге ФЦП, до завершения которой осталось 4 года, может быть сорвана. На Парамушире социальные и стратегические объекты строительства ведутся с серьезными нарушениями сроков, да и качества проведения работ. Получая деньги по госконтрактам, «СПИРО» не может их выполнить. По решению судов, компания уже должна ряду компаний в целом более 9 млн рублей, в истцах значатся правительство Сахалина, Северо-Курильский морской порт, компания «Автодор» и другие крупные организации. При этом ситуация сложилась так, что «СПИРО», демпингуя, не дала зайти на местный рынок другим подрядчикам. Но и сама выполнять обязательства по договорам не способна. Похоже, виной всему жадность владельцев компании – попытались все подобрать под себя, но теперь проблема нарастает как снежный ком.
Проверяющие комиссии обнаружили многочисленные нарушения в ходе строительства в Северо-Курильске жилых домов, школы, центральной районной больницы. Еще в 2015 году «СПИРО» строила пожарную станцию, к объекту имеются претензии. То же самое с уже сданным спортивно-оздоровительным комплексом – местные власти продолжают своими силами доводить объект до безопасного состояния (второй этаж постоянно подтапливается из-за конструктивных нарушений кровли).
При возведении нового здания больницы (что отмечено даже в актах прокуратуры) берегоукрепление реки Матросская сделано с ошибками. Строительство местной школы запущено, здесь еще так и не возведены инженерные коммуникации. Ряд нарушений зафиксированы в работе на стройках жилых домов. Между тем местные жители очень ждут новое жилье, сюда они должны переехать из старого ветхого жилого фонда.
Наконец, строительство взлетно-посадочной полосы на Парамушире уже вызвало недовольство руководства Сахалинской области. Сроки по ВПП сорваны, хотя это стратегически важный объект, который должен обеспечить транспортную доступность острова.
Приходится учитывать, что строительный сезон в условиях Северных Курильских островов непродолжителен и сильно зависит от погодных условий. Нужно исключить варианты простоев из-за неготовности техники, либо – перебоев в снабжении, но подрядчик об этом, похоже, забывает. Вот и сейчас стройка местного аэродрома опять застряла – на Курилах пошло интенсивное таяние снежного покрова, все стекает в долину и осуществление строительно-монтажных работ приостановлено, пока этот неблагоприятный период не закончится. В итоге со «СПИРО» заказчики были вынуждены заключить дополнительное соглашение по госконтракту, сроки исполнения продлены до сентября 2021 года.
При этом возникает вопрос, а сможет ли компания расплатиться по долгам и ответить за сорванные обязательства по строительству объектов, в том числе по госконтрактам? Это должна показать платежеспособность «СПИРО», которую, очевидно, еще предстоит подтвердить или опровергнуть представителям прокуратуры и Следственного комитета области и федеральных структур.По имеющейся информации, часть контрактов «СПИРО» не обеспечена банковскими гарантиями, что является нарушением федерального законодательства. На требования со стороны правительства об оформлении банковской гарантии компания не выполнила требование.
Тем временем глава компании Евгений Плетенской не проявляет беспокойства ни по поводу забастовок рабочих, ни по вопросам срыва сроков работ. Плетенской, похоже, решил не испытывать на себе трудности погодных условий Парамушира – сейчас глава ООО «СПИРО» находится во Владивостоке. Коллектив компании возмущен тем, что руководитель отстранился от проблем и не собирается их решать. Стоит ли надеяться проверяющим инстанциям на активную и ответственную позицию руководства «СПИРО» в разрешении сложившихся конфликтных ситуаций, — вопрос. Такой заинтересованности со стороны руководителей компании не видно.
На вопросы редакции Евгений Плетенской сообщил, что из его компании уволилось лишь 16 человек, при этом никаких серых выплат нет: «12 тысяч рублей – официальная зарплата, а остальное составляет коэффициент, премия и коэффициент выработки. Никаких невыплат налогов у нас нет. Более того, только в прошлом году наша компания выплатила в бюджет 145 млн рублей налогов».
По словам Плетенского, конкурентов они не выдавливают – их просто нет: «Это мы как раз сами испытываем административное давление в Северо-Курильске. Идет шквал всяких заявлений, но жалобы не подтверждаются. Из-за этого мы хотим и поменять в том числе юридический адрес. Кстати, во Владивостоке я нахожусь, поскольку здесь у нас тоже сфера интересов. Что касается конкурентов – мы сами местные, начинали работать с 2008 года, и доля тогда у нас была на рынке меньше 1 процента. Но в таких условиях никто из пришлых компаний не смог работать, условия очень суровые, легких денег тут нет. Все по-честному. Монополисты мы в силу условий и территории, а не потому, что не даем кому-то работать».
Как утверждает руководитель «СПИРО», выявляемые в строительстве недостатки – «рабочие моменты», и они «уже устранены». Что касается взлетной полосы, то Плетенской дает свое объяснение проблемам со сроками: «Нам согласовывали рабочую документацию два месяца.
Потом выяснилось, что полоса строится в болотистом месте, произошли изменения контракта в части грунта. Мы пытались решить вопрос с заказчиком, но это не дало результатов. Когда уже в октябре вмешалось правительствообласти, и разобрались, что нет вины подрядчика, было заключено дополнительное соглашение на следующий год. Работы мы уже начали. В этом году она будет сдана».
Наверное, правоохранительным органам нужно разобраться, где истина, а где ложь, и почему в строительстве на Парамушире до сих пор возникают сбои.